Рейтинг@Mail.ru
Главная » Общество » Террористы-смертники: что заставляет убивать других и умирать самим

Террористы-смертники: что заставляет убивать других и умирать самим

01suicide-bombers...В центре Грозного на прошлой неделе произошел взрыв: женщина подошла к машине милиции и взорвала себя: 1 человек погиб, 7 ранены. Спустя два дня - такой же взрыв прогремел в Кабуле: погибли 2 человека. Там подорвал себя мужчина. А до этого похожие взрывы - в Ираке, Израиле, Шри-Ланке. Террористы-смертники - что заставляет их убивать других, убивая себя? С кем имеет дело мир? С психопатами, религиозными фанатиками, изгоями, мучениками за веру?

В университете Flinders (Австралия) создали статистическую базу, в которой собраны данные по 90% террористических актов с использованием смертников, произошедших за 25 лет и унесших жизни 14 599 человек.

В период с 1981 по 2006 год в мире произошло 1200 террористических атак, в которых использовались смертники. Это составляет лишь 4% от всех актов террора за то же время, но на них приходится треть (32%) от всех погибших в результате деятельности террористических организаций. И это только по данным из Ирака, Палестины, Израиля, Афганистана, Пакистана и Шри-Ланки, на которые, впрочем, приходится 90% подобных преступлений. Однако смертники не только эффективны: они поднимают престиж террористических организаций, становятся знаменем их борьбы, позволяют привлекать немалые финансовые средства и новых сторонников.

Кровавый альтруизм

Анализ этих данных показал: пожалуй, единственный объединяющий террористов-смертников фактор - это то, что большинство из них - молодые мужчины. За редким исключением среди них не было людей с очевидным расстройством психики. Как правило, смертники - это нормальные люди, неплохо интегрированные в свой социум, эмоционально глубоко привязанные к своим этническим общинам.

Нет строгой корреляции и между религиозной принадлежностью, социально-экономическим положением, личной историей и готовностью убивать других, убивая себя. Скорее можно говорить о гремучей смеси из политики, чувства мести, пережитого унижения и даже, как ни странно это звучит, альтруизма.

Например, в сентябре 2007 года, когда американские войска провели рейд на иракский лагерь повстанцев в городе Шингар в районе сирийской границы, они обнаружили там базу данных, содержащую биографии 700 иностранных наемников, из которых 137 были из Ливии, и из них 52 - выходцы из маленького ливийского города Дарнах. Причина, по которой молодые мужчины из Дарнаха отправились в Ирак в качестве смертников, была не идеология джихада, а смесь из отчаяния, гордости, гнева, бессилия, местных традиций и религиозного рвения. Эти же причины побуждают молодых пуштунов исполнять самоубийственные миссии в Пакистане и Афганистане.

Субкультура смерти

Пожалуй, три мотива - пережитое унижение и желание унизить противника, месть и альтруизм - являются основными в этой новой субкультуре террористов-смертников. Скажем, печально известная история иракской тюрьмы Абу Грейб, в которой американские охранники издевались над заключенными, была воспринята многими иракцами как сознательное унижение чести и достоинства нации. Когда фотографии происходившего в тюрьме были опубликованы, за этим последовал рост террористических актов с использованием смертников. Таким же был ответ на выборочные обыски домов, аресты и прочие меры, которые воспринимались иракцами как унижающие их человеческое достоинство.

Ощущение свершившейся несправедливости дает, как показывает анализ, очень сильную ответную реакцию. Настолько сильную, что человек, ранее не участвовавший в деятельности террористических организаций и не исповедующий их убеждений, готов принести себя в жертву ради восстановления справедливости - так, как он это понимает, и предотвращения действий, которые он расценивает как унижающие его национальное достоинство.

Мужчины, и особенно молодые, придают значение мести как возмездию больше, чем женщины или пожилые люди. Поэтому именно они пополняют ряды смертников.

Природа и цель суицида у обычных самоубийц и смертников принципиально разная. Если первые демонстрируют, что ценность их собственной жизни стала близка к нулю, то вторые оценивают жизнь других людей ниже, чем ценности национальные, религиозные, обусловленные общностью людей, к которой они принадлежат и чьего одобрения добиваются.

Смертники действуют, таким образом, не столько в личных целях (хотя и это присутствует - побег от реальности, возможность уйти из земного мира с достоинством), а в целях близкой им группы людей. Для них самоубийство и убийство не самоцель, а задача достижения результата, в том числе и политического, для своей семьи и общины, национальной, религиозной в целом. В этом смысле их и можно назвать самоубийцами-альтруистами.

Этим и пользуются террористические организации, вербуя смертников, предлагая самоубийство нескольких человек - как отмщение многим за отчаяние, унижение, бессилие, чувство несправедливости. Таким образом, субкультура смертников - это не результат психической патологии, но выражение некоего коллективного мироощущения, в центре которого - чувство несправедливости и невозможности с ней смириться.

Если эти фундаментальные причины не будут устранены, то нельзя рассчитывать, что с этой субкультурой удастся справиться - у нее всегда найдутся идеологи, вербовщики и спонсоры.

Автор: Хассан Риаз, почетный профессор факультета социологии Flinders University, Аделаида, Австралия. Перевод с английского Анны Макаровой, The New Times

Источник: Украина Криминальная

Смотрите также:



ОтстойПлохоСреднякХорошоОтлично (1 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...

Оставьте комментарий

:acute: :aggressive: :air_kiss: :bad: :biggrin: :blush: :boast: :crazy: :cray: :wall: :diablo: :beer: :gamer: :girl_blum: :girl_devil: :girl_witch: :write: :lol: :mega_shok: :music: :tongue: :afftar: :popcorn: :rtfm: :sorry: :to_babruysk: ;) :) :king: %) :unknw: