Рейтинг@Mail.ru
Главная » Культура и искусство » Инструмент для убийства и обмана продаёт с аукциона сам себя

Инструмент для убийства и обмана продаёт с аукциона сам себя

01boxУ этой коробочки единственная цель в жизни - выставлять себя на продажу не реже раза в неделю. Каждые 10 минут вещица соединяется с интернет-аукционом и проверяет, включена ли она в список лотов. Если нет, ящик сам открывает новые торги и назначает цену, на которой закончился прошлый аукцион. Когда куб узнаёт, что продан, он немедленно запускает новый цикл продаж уже от имени нового владельца.

Пожалуй, в жизни многих произведений искусства хоть раз возникает коммерческий аспект. Полотна и скульптуры, даже те, что создавались когда-то "для души", рано или поздно попадают на аукционы, чтобы уйти в руки коллекционеров. Музеи охотятся за редкостями и историческими реликвиями, и даже на самые примитивные поделки мастеров художественного цеха находятся свои покупатели.

Художники же нередко прилагают все силы, чтобы уйти от коммерции к чистому искусству. Или, во всяком случае, любят рассуждать о таком "побеге". Наш же герой поступил самым парадоксальным образом: в его творении, напротив, коммерция и составляет суть художественного образа. Ведь "Инструмент для обмана и убийства" (A Tool to Deceive and Slaughter) регулярно продаёт сам себя на eBay и больше ни на что не пригоден.

02box
Проводок и разъём ethernet - это единственное, что намекает: куб не совсем пуст (фото Caleb Larsen).

Быть проданным снова и снова - и есть единственное назначение данного предмета. А создал эту занятную вещицу дизайнер Калеб Ларсен (Caleb Larsen).

Облик "инструмента" - невероятно прост и вызывает в памяти пример из истории искусства. Гениальный в своей примитивности "Чёрный квадрат" Малевича не даёт покоя последователям почти 95 лет. Так и хочется сказать: вот и на этот раз молодой американец позаимствовал для своего творения знаменитый "дизайн".

Сам Ларсен, впрочем, пишет, что вдохновлялся работой американского скульптора-минималиста Роберта Морриса (Robert Morris) "Box With the Sound of Its Own Making" 1961 года, а также историей многократной перепродажи оной коробочки на аукционе.

03box
"Box With the Sound of Its Own Making". Коробочка из ореха с магнитофонной плёнкой внутри (так было в начале), а теперь - с CD (так сам Моррис переделал свою работу). Ныне она хранится в музее искусства Сиэтла (фотографии artnet.com, Robert Morris/Artists Rights Society/seattleartmuseum.org).

Упомянутое произведение известного сторонника неодадаизма (Neo-Dada) может показаться бессмысленным, однако абсурдность работ этого направления (как и его прародителя - дадаизма) вызывает протест только у зрителя, привыкшего, что произведения искусства по большей части - это материализованные ответы художника на вопросы. Вопросы о любви, смысле жизни, месте человека в мире... Да о чём угодно. А в данном случае перед нами скорее сам вопрос, обращённый к наблюдателю. Скажем, что он привык вкладывать в понятие "самовыражение художника"?

Вопрос Ларсена - предложение подумать об отношении людей к ценности той или иной вещи и условности такой ценности. И правда, велик ли смысл купить на аукционе предмет, который тут же и непременно следует продать?

Да, одним из условий получения "Инструмента для обмана и убийства" на eBay является соглашение покупателя и художника, гласящее, что новый владелец вещицы обязуется тут же подключить её к Интернету и не мешать ей снова выставить себя на аукцион. Это условие "художественной целостности произведения".

Собственно, по условиям продажи коробка должна быть подключена к Сети всегда, за исключением моментов транспортировки от одного владельца к другому.

04box
Куб Ларсена выставлялся в галерее искусства Сола Коффлера школы дизайна Род-Айленда (Sol Koffler), которую Калеб закончил в 2009 году (фото Caleb Larsen).

Таким образом, возникает шанс, что в очередной раз на этот странный товар найдётся свой покупатель и что первый счастливчик вернёт себе затраченные деньги (выгода от разницы цен может оказаться просто смехотворной), ну а "чёрный квадрат XXI века" продолжит выставляться на аукционе и далее. И это напоминает картину, на которой художник стоит за мольбертом и рисует картину, на которой художник стоит за мольбертом и рисует картину...

По идее такая прогрессия может привести к росту стоимости куба до заоблачных высот. Только каждый новый владелец едва ли с этого извлечёт выгоду, ведь он сможет обладать этим странным предметом в лучшем случае считанные дни (время транспортировки).

Такая бессмысленность интригует почище, чем загадочность. Помнится, один итальянец интриговал публику 999 чёрными кубами, которые открывать никак было нельзя, а вот купить по всё возрастающей цене - запросто.

Калеб, напротив, из устройства своего куба секрета не делает: толика электроники и несложная программа превращают "просто коробочку" в куб, который продаёт сам себя. Остальное в ящике - пустота, есть только история "вокруг" ящика, цена которой отражается счётчиком онлайн-аукциона.

Некоторое время назад Калеб выпустил книгу "Ценность ничего" (The Value of Nothing). В ней он рассуждает - в какой момент появляется нематериальная ценность чего-то, выставленного на всеобщее обозрение.

05box
A "Tool to Deceive and Slaughter" составляет достойную компанию таким странным лотам eBay недалёкого прошлого, как крик, 10-летний сандвич и "Новая папка". На врезке - обложка книги Ларсена (фото Caleb Larsen, lulu.com).

Мы давно подозревали, что ценностью предмет искусства наделяет сам зритель и что ему можно продать даже "заправленную" неким эфемерным "отношением" пустоту (примеры - духи без запаха, "Ничего" в блистере и, конечно, аккуратно упакованные воздух, тишина и минута на размышление).

A "Инструмент для обмана и убийства" на самом деле - объект, изучающий данный странный аспект человеческих взаимоотношений (вот где действительно бывает обман) и механику коммерции в искусстве (а это порой "чистое убийство").

Кстати, искусствоведы говорят, что "Чёрный квадрат" Казимира Малевича вовсе не так прост, как кажется, и приводят много замысловатых интерпретаций идеи художника. Однако искать в том "квадрате" скрытые письмена и намёки - бесполезно. Главный секрет заключается в наблюдателе: каждый может найти в картине такой смысл, какой пожелает. И ценность.

По материалам интернет-журнала MEMBRANA (www.membrana.ru)

Смотрите также:



ОтстойПлохоСреднякХорошоОтлично (1 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 Комментария (ев) к записи “ Инструмент для убийства и обмана продаёт с аукциона сам себя ”

  1. саня (отправлено: 6 Октябрь 2010 @ 19:27 )

    хммммммммммм…
    нам вот учитель показаль на уроке эту хрень и задал написать эссе на тему, считаем ли мы это искусством. вот сижу и думаю, чем я считаю сей ерундопель…

  2. Scrat (отправлено: 6 Октябрь 2010 @ 19:45 )

    саня, может стоит написать правду? Если не считаете это искусством, обоснуйте почему именно. Вот и все :)

Оставьте комментарий

:acute: :aggressive: :air_kiss: :bad: :biggrin: :blush: :boast: :crazy: :cray: :wall: :diablo: :beer: :gamer: :girl_blum: :girl_devil: :girl_witch: :write: :lol: :mega_shok: :music: :tongue: :afftar: :popcorn: :rtfm: :sorry: :to_babruysk: ;) :) :king: %) :unknw: